Патопсихологическое исследование нарушения познавательных функций у взрослых, больных эпилепсией

При использовании методики на исключение лишнего также в большом количестве случаев (78% случаев) наблюдалось конкретно-ситуационное решение задачи. «При предъявлении четырех предметов, из которых три относятся к источникам искусственного света (керосиновая лампа, свеча, электрическая лампочка) и один - естественного (солнца), больные часто выделяют в качестве лишнего предмета керосиновую лампу, объясняя, что сейчас она уже не нужна, "даже в самых глухих местностях проводится электричество". Другие больные по тем же мотивам считают лишней свечу» (Зейгарник Б.В., 1986, с. 134).

Таким образом, в результате проведения нескольких методик (классификация предметов, метод исключения, объяснение пословиц и метод пиктограмм), было установлено снижение уровня обобщения у больных эпилепсией.

На больных эпилепсией также был проведен ассоциативный эксперимент. Необобщенный характер их мышления обнаруживался и при построении ассоциативных связей. В трети случаев ответная реакция отсутствовала. Больные не понимали требования отвечать любым словом. Для них оно носило слишком условный характер ("Стол есть стол, что же мне говорить?"). В другой трети случаев в ответах больных отражали функцию или признак предмета ("хлеб - есть"; "воздух - чистый"). В 11,4% случаев больные называли синоним предъявленного слова. Лишь 21% ответов можно было классифицировать как адекватные.

Инертность мышления. Для мышления больных эпилепсией характерна его инертность. В этом случае больные не могут переключаться с деятельности на деятельность, менять способы ее выполнения, изменять ход рассуждений.

Для таких больных свойственно нарушении работоспособности. Они иногда могут работать, однако во время работы часто случаются срывы. Происходит потеря прежней квалификации. К тому же, они способны выполнять только такой вид работы, который связан с приобретением и последующим использованием новых знаний. Качество продукции их умственной деятельности невысокое, а темп работы низкий.

В результате экспериментальных исследований была показана замедленность их интеллектуальных процессов. Если детям больным эпилепсией, а также взрослым, у которых дебют пришелся на детский возраст, даже удается классифицировать предметы по определенному признаку, то они начинают ошибаться, если им нужно изменить способ решения задачи. Изменение условий лишает их возможности осуществлять продуктивную мыслительную деятельность (Зейгарник Б.В., 1986).

Тугоподвижность мыслительного процесса больных приводила к тому, что они не могли выполнить элементарного задания, если оно требовало от них переключения. Это было выявлено при предъявлении всех методик (составление пиктограмм, метод запоминания по А.Н. Леонтьеву, исключение объектов, определении понятий и т.д.).

Зейгарник пишет, что именно эта особенность мышления приводила нарушению опосредствования. «Процесс сортировки, классификации, требующий оттормаживания одних элементов, сопоставления с другими, т.е. известной гибкости оперирования, переключения, для них затруднен» (Зейгарник Б.В., 1986, с. 169).

Больные могут указывать на принцип, по которому можно объединить 3 объекта (диван, стол и стул - все мебель), но не может отказаться от своего решения о том, что лампа настольная, поэтому должна стоять на столе, что мешает ему принять верное решение и выбрать лампу как лишний объект. Таким образом, конкретные связи, установленные благодаря прошлому опыту, определяют весь ход дальнейших суждений больного, инертно доминируя при мышлении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4