Проблема боли в работе хирургической медсестры

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена двумя главными факторами: присутствием болевого синдрома при лечении пациентов хирургическими методами, и не полной готовностью врачей, среднего медицинского персонала и самого пациента к решению данной проблемы. Хорошо известно, что пациенты любого хирургического профиля хотят на время их пребывания в клинике до и после хирургического вмешательства постоянного внимания медицинского персонала и высокий уровень комфорта. Роль и значение медицинской сестры возрастают вместе с общим развитием и совершенствованием медицинской науки. В настоящее время средний медицинский персонал должен обладать все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками. Все эти требования к медицинским сестрам нашли отражение в сестринском процессе. Сегодня в России средний медицинский персонал хорошо знаком с понятием сестринского диагноза (сестринской проблемы), которое впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г. в США[4]. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований. Проблемы пациента обуславливаются разными факторами. На наш взгляд существующий уровень доступного государственного здравоохранения выдвигает на первый план такие проблемы пациента как боль, стресс, беспокойство, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена и пониженная физическая активность. Какая же из этих проблем является самой распространенной в хирургии? Хирургия разрушает жизнь пациента. Она приносит тревогу и страх, боль и дискомфорт.По данным большинства литературных источников [2,3,4,6,8,10] хорошо подготовленный пациент гораздо проще переносит предстоящее оперативное вмешательство.

Давайте разберемся в болевом синдроме. Чувство боли могут варьировать от легких и, иногда, к тяжелым и постоянным. Боль может быть классифицирована, как острая боль или хронические боли. На приеме врача любой специальности боль является одной из самых распространенных жалоб. В то же время боль является феноменом, наиболее трудным для верификации.

Согласно Международной ассоциации по изучению боли (1994 г.), «боль - это неприятное сенсорное или эмоциональное ощущение (переживание), возникающее в связи с состоявшимся или потенциальным повреждением тканей или описываемое в терминах таковых...» [8].

Боль- психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Это ценнейшее обретение эволюции животного мира. Жизненный цикл человека от рождения до конца жизни периодически контролируется болевым фактором. Из представленного определения боли следуют три важных тезиса:

) боль носит абсолютно субъективный характер;

) боль может возникать без реального повреждения;

) не существует методов объективного измерения боли.

Вероятно, этим и обусловлены трудности, возникающие при диагностике и лечении болевого синдрома, как у врачей, так и у среднего медицинского персонала [2,3,6,8]

Пациент должен быть уверен, что врачи и медицинские сестры знают ответы на возможные вопросы, которые он задаст им в связи с предстоящей операцией. Их обычно три:

• Насколько сильную боль я буду испытывать после операции?

• Где будет болеть?

• Как долго будет болеть?

Непосредственно после окончания операции средний медицинский персонал должен вести систематическое наблюдение за больным. Медсестра расспрашивает больного о состоянии здоровья, наличии болей, дискомфорта, изменениях функций органов; устанавливает и регистрирует частоту пульса и АД; обеспечивает динамический контроль за выделением мочи; контроль за отделяемым по дренажам; измеряет температуру тела; наблюдает за состоянием дыхания; контролирует состояние операционной раны. Она обеспечивает пациенту и его семье психологический комфорт. Обзор литературы, анализ отдельных сообщений, диалоги с пациентами и коллегами и проведенное анкетирование показали, что подавляющее большинство больных (от 87% до 91%) обязательно имеют в периоперативном периоде болевой симптом. Они также (в 100% случаев) надеются, что средний медицинский сможет определить размеры боли и обеспечить максимальное облегчение боли с минимальными побочными эффектами [4,5,8].

Цель исследования: изучить возможности решения проблемы «боль в периоперативном периоде» при уходе за пациентами хирургического профиля.

Задачи исследования:

.Провести исследование возможностей среднего медицинского персонала и самого пациента при контролировании и регулировании болевых ощущении, возникающих у пациента хирургического профиля в периоперативном периоде.

.Провести обработку и анализ результатов исследования.

.Предмет исследования: болевой синдром в хирургической практике.

Объект исследования: пациенты и медицинские сестры хирургических отделений.

Гипотеза исследования: актуальность проблемы «боль в периоперативном периоде» уменьшается при хорошем ведении пациента.

База исследования: Городская больница Святого Великомученика Георгия

Методы сбора и обработки информации исследования:

Ø анонимное анкетирование пациентов и медсестер;

Ø методика «Оценка боли по простой описательной шкале вербальных оценок силы боли».