Психологические аспекты работы среднего медицинского персонала психиатрического стационара

Каждый работник знает свои обязанности и выполняет их в пределах своей компетенции. Сестра не замещает врача, она по-своему работает с больными, оказывая на них психологическое воздействие.

Прежде всего, суть ее обязанностей состоит в наблюдении патологических проявлений у больных, в стремлении понять их, регистрировать. Поведение и реакции медсестры должны благотворно воздействовать на пациентов. Какова психологическая тактика работы медсестры с психически больными? Прежде всего, медсестра должна уметь выслушать пациента. Понять психически больного, его мысли, особенности реагирования, противоречащие трезвому рассудку, суметь разобраться в них, определить патологический строй мыслей, поступков - задача весьма сложная. По-этому в психиатрии предъявляется повышенное требование к личности медсестры, к развитию и формированию профессиональных навыков общения с психически больными. Естественно, следует избегать снисходительности, пренебрежительности в беседе с пациентами.

Профессионально грамотная медсестра умеет следовать тому ходу мыслей, который характерен для больного, и понимать мотивы его поступков. Это особенно трудно, когда бредовые идеи больного человека имеют обвинительную направленность в адрес персонала, когда у пациента появляются признаки психомоторного возбуждения, спутанности. Спокойное, с должным вниманием наблюдение за динамикой состояния спутанности, позволяет понять и оценить состояние, выбрать тактику ведения больного, умело сочетать дозированные меры стеснения и психологического воздействия при различных формах и видах возбуждения. Беспокойный пациент, на первый взгляд занятый лишь своими мыслями, тоже совсем небезразличен к среде, реакциям окружающих. Важным в работе медицинского работника с психически больными является умение понять их эмоциональный мир, чувства и переживания: страх, обиду, боль, ненависть, ревность, тоску, потребность в добром отношении и заботе, тревогу и отчаяние. Поддержка медсестры, сочувствие и понимание с ее стороны оказывают большую помощь больному, ибо сочувствие и солидарность всегда важнее, чем просто советы, нередко поспешные, лишенные понимания основ происходящего. К тому же давать советы - это задача врача.

Любовь, забота и внимание по отношению к больным - составные элементы профессионального общения медицинского работника, которые оказывают и целебный эффект, действуя успокаивающе на больного. Психология работы медицинского работника с агрессивными больными также требует определенных профессиональных навыков. Прежде всего следует разобраться, что скрывается за такой агрессивностью, является ли она проявлением изменившегося психического состояния (например, следствием галлюцинаций бредовых идей, дисфории и др.) или в возникновении агрессивности играют роль различные субъективные факторы интерперсональных отношений как больных, так и больных с медперсоналом.

Важнейшими средствами борьбы с агрессией больных являются понимание, контакт персонала с пациентом и профилактика. Хороший контакт, занятость больного полезным делом часто заранее исключает возможность возникновения поводов для агрессии или способствует тому, чтобы агрессивные настроения нашли выход в словесной перепалке. Медицинскому работнику необходимо уметь вовремя распознавать предвестники агрессивного поведения (волнение, беспокойство, повышенная требовательность, раздражительность). Понимание и удовлетворение желаний агрессивных больных в разумных пределах, с учетом возможностей персонала оказывает благоприятное воздействие, имеет свои преимущества и особенно эффективно, если медсестра предугадывает желания больного. Особое значение имеет профилактика. Однако если вспышка агрессии уже разразилась, необходимы самые активные терапевтические мероприятия. Хорошая атмосфера отделения, терпеливое отношение, спокойная, разумная реакция на разнообразное проявление особенностей поведения пациента снижает антисоциальность больных.

Психологическая работа медицинского работника очень важна в случаях замкнутости, отрешенности больных. Терпеливая работа с такими пациентами, стремление понять их, забота и внимание, иногда осторожные тактичные замечания или одобрительные оценки, мелкие услуги, предупредительность открывают перед медсестрой путь в замкнутый мир таких больных, способствует восстановлению у них большей активности, продуктивности, возможности общественной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2